Архіепископъ Восточно-Американскій и Джерзи-Ситскій ВИТАЛІЙ (Максименко) про Іоанна Теодоровича, основателя Украинской Правосланой Церкви въ Канадѣ и Украинской Правосланой Церкви въ США (нынѣ самоуправляемыя юрисдикціи Константинопольскаго Патріархата изъ чьихъ составовъ были назначены «экзархи», чтобы устроить ПЦУ): «Объ украинцахъ-самосвятахъ – Кто у васъ священникъ? Куда васъ ведетъ?» 10 ноября, 1944 года. Нью-Іоркъ До революціи была одна Русская Православная Церковь, какъ Ее заложилъ еще Равноапостольный Владиміръ. Когда поднялась на Руси революція и можно было дѣлать всякое беззаконіе, нѣкоторые украинскіе священники въ Кіевѣ въ 1921 году рѣшили отдѣлиться и завести свою особую «Самостійную Украинскую Церковь». Я, еще архимандритомъ, былъ тогда въ Кіевѣ и случайно попалъ на ихъ совѣщаніе въ митрополичьемъ домѣ при Софійскомъ Соборѣ. Заправилами явились о.о. Липковскій, Шараевскій и Тарнавскій. Но между ними не было ни одного Епископа. Просили присоединиться епископовъ Димитрія Вербицкаго, Агапита, Алексія Дородницына, но каждый изъ нихъ отказался: что вы задумали, — говорятъ, — Господь Спаситель основалъ Церковь Свою на соединеніе, а не на раздѣленіе, въ храмѣ молитесь о соединеніи всѣхъ, а по-за храмомъ замышляете раздоръ между родными братьями? Тогда эти украинскіе священники сговорились на неслыханное беззаконіе: самимъ, безъ Епископовъ, высвятить себѣ епископа. Въ Православной Церкви всякія были ереси и расколы, но такого дерзкаго и ребяческаго, смѣшного — никогда не слыхано. Божественный Основатель нашей Церкви Господь Іисусъ Христосъ по воскресеніи Своемъ передалъ власть управлять Церковью и послалъ благодать Святаго Духа Апостоламъ. Тѣ посвятили Епископовъ и передали имъ церковную власть и силу раздаянія спасающей благодати. И такъ преемственно изъ рода въ родъ передавались эти власть и благодать въ Церкви Епископами и дошли до временъ Равноапостольнаго Владиміра. При Владимірѣ Православные Епископы принесли эту отъ Христа и Апостоловъ наслѣдованную церковную власть и благодать на Русскую Землю: основали Русскую Православную Церковь, посвятили Православныхъ Русскихъ Епископовъ и вручили имъ это Небесное Сокровище. И Оно хранилось и передавалось также неповрежденно и бережно изъ рода въ родъ Епископами въ Русской Православной Церкви до 1921 года, когда украинскіе священники дерзнули потоптать порядокъ, заведенный Спасителемъ и Его Апостолами: имъ шло не о Церкви и спасеніи, а о политикѣ и раздѣленіи. Собралось 30 такихъ священниковъ, 10 діаконовъ и пара сотъ мірянъ. Они положили руки: священники на голову В. Липковскаго, діаконы на плечи священниковъ, мужи и жены — на діаконовъ, заспѣвали «аксіосъ», обрядили Василія въ архіерейскія облаченія и выголосили его себѣ за Епископа. Но развѣ можно такимъ беззаконнымъ путемъ похитить преемство отъ Апостоловъ? Развѣ сталъ благодатнымъ епископомъ В. Липовскій отъ того, что его обрядили въ архіерейскія ризы? Развѣ это попраніе Христовыхъ, Апостольскихъ и Соборно-Отеческихъ завѣтовъ и внесеніе въ Церковь Христову раздѣленія и вражды не есть страшный грѣхъ? Липовскій самъ себя называлъ самосвятом*). Но у нихъ, повторно, дѣло шло не о Вѣрѣ, а о политикѣ. Липовскій «высвятилъ», если можно такъ сказать, другихъ самостійныхъ епископовъ и между ними экскомуникованнаго священника Волынской епархіи І. Теодоровича. Теперь та Кіевская Самостійная Церковь, какъ и прочія: Польская, Финляндская, Латвійская, Эстонская автокефалія — разсыпались, ибо не отъ Бога было дѣло ихъ. Остался одинъ только І. Теодоровичъ. Лѣтъ 20, какъ онъ пришелъ въ Америку, но и ему здѣсь неладно идетъ. Правда, люди ему сперва вѣрили, какъ правдивому Епископу. «Насвятилъ» священниковъ, имѣетъ сколько-то парафій, но его никто здѣсь за Епископа не признаетъ: ни Русскіе, ни Греки, ни Сербы, ни Сирійцы, ни Румыны, ни даже Украинцы, ни, дивно, ни самъ себя за законнаго епископа не признаетъ. Невѣроятное дѣло! Но вотъ выписка изъ оффиціальнаго Протокола ихъ Собора въ Саскатунѣ отъ 1935 года. «Свистунъ (это главный ихъ дѣятель): Я не вважаю о. Владику (то есть, Теодоровича) епископомъ тому, що о. Владика самий себе не вважае епископомъ. Отецъ Владика самъ це зробивъ 1930 р., самъ виразивъ сумнівъ про це! Я чувъ ізъ його устъ… коли о. Владика самий сказавъ, що вінъ неканоничний (незаконный), якъ я можу його такимъ уважати?.. О. Владика каже, що вінъ неканонічний і наша Церква неканонична… Обвинувачую о. Владику за преступъ канонівъ (законовъ, утвержденныхъ на Вселенскихъ Соборахъ)… Присягаю передъ вами, що це все правда… Що скажуть вороги? Вони скажутъ: «Дотеперь вы епископа не мали, ваші священики, це ніякі священики, а св. Тайни, которихъ ви людямъ уділяли, не важні». Тепер я самъ не знаю, чи маемо епископа. Вінъ самъ не вірить, що е епископомъ, якъ же я маю вірити?» (Протокол Семого Собору Украінскоі Гр. Пр. Церкви въ Канаді. Вініпегъ, Ман. 1935 р. 24-27 сторона). Конечно, не враги только такъ говорятъ, но и всякому это очевидно, и самые щирые защитники Украин. Автокафальной Церкви тоже повторяютъ. Когда Теодоровичъ, чувствуя приближающуюся старость, задумалъ исправить свой тяжкій грѣхъ и рѣшилъ было поѣхать къ Патріарху для законнаго посвященія, то этотъ самый Свистунъ напалъ на него съ такими же укорами: Та якъ то, о. Владико? Виходе, що ви нас всі ці роки дурили? И священики наші, це ніякі священики і шлюби не шлюби?... Почались споры и суды. Въ Высшемъ Судѣ въ Винипегѣ было признано, что о. Теодоровичъ, дѣйстыительно, не имѣетъ епископскаго посвященія. Однако свистуновцы подняли такую бучу, что о. Теодоровичъ свое намѣреніе «пересвячиваться» долженъ былъ оставить. Какимъ пріѣхалъ сюда изъ Кіева, такимъ и остался. *) «Гідніще самосвятство, ніжъ ця канонична лесть» — изъ письмя къ о. Маевскому. (Протоколы стр. 32). «Дивляться на васъ, якъ на самосвятівъ» — изъ письмя Еп. Поликарпа Луцкаго. (Протоколы стр. 53-54).